Поиск
Наши проекты

Наш дайджест составлен из наиболее свежих и интересных новостей банковской и государственной сферы. Он позволит заинтересованным читателям быть в курсе последних новостей про деятельность Агентства по Страхованию Вкладов, банкиров и деятелей государственной...

Экспертный видео-канал «БЕЗ КУПЮР» - это нерецензированные и некупированные мнения авторитетных экспертов в области экономики, финансов и права по решению актуальных проблем банковских вкладчиков.

Информационно-аналитическая система позволяет учитывать множество факторов, влияющих на результаты деятельности кредитных организаций, что решает задачи получения достоверной картины текущего финансового состояния банков и прогнозирования развития ситуации...

ДАЙДЖЕСТ ВКЛАДЧИКА (Выпуск №39/386)

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. ДОСЬЕ

3.03.2017

3 марта 2017 г. Банк России отозвал лицензию у ПАО "Татфондбанк". Кредитная организация занимала 42-е место по размеру активов в России, была вторым по величине банком в Татарстане.

 Также лицензия отозвана у ПАО "Интехбанк" (138-е место по размеру активов, третье место в республике) и Анкор Банка (231-е место по размеру активов, 10-е - в регионе).

 После отзыва лицензий у Татфондбанка и Интехбанка в Татарстане остались зарегистрированы 17 банков и одна небанковская кредитная организация. Крупнейшие из работающих в республике - банки "Ак Барс" (объем активов - 472 млрд руб.), и "Девон-Кредит" (26,5 млрд руб.).

 Всего в регионе осуществляют деятельность филиалы 27 кредитных организаций, в том числе Сбербанка, Россельхозбанка, а также отделения не имеющих самостоятельных филиалов в регионе ВТБ, Альфа-банка и др.

 Общий объем активов кредитных организаций, зарегистрированных в Татарстане по состоянию на 1 января 2017 г., составляет 1 трлн 22 млрд руб. (в рублях и иностранной валюте). Точные данные о доле местных кредитных организаций в банковском секторе республики не публиковались.

«ТАСС»

 

ЦБ: ДЫРА В БАЛАНСЕ ТАТФОНДБАНКА СОСТАВИЛА ПОЧТИ 100 МЛРД РУБЛЕЙ

3.03.2017

Зампред Банка России Ольга Полякова рассказала, что на санацию кредитной организации потребовалось бы 220–230 млрд рублей.

 Зампред Центробанка Ольга Полякова заявила, что для санации Татфондбанка потребовалось бы 220–230 млрд рублей заемных средств, а дыра в балансе на 1 февраля 2017 года составила порядка 100 млрд рублей.

 «На 1 февраля 2017 года дыра в балансе Татфондбанка составила порядка 96,7 млрд рублей», — цитирует Полякову агентство «РИА Новости».

 Она отметила, что до введения временной администрации размер дыры в активах оценивался в 43 млрд рублей.

 «Временная администрация установила, что размер дыры был больше. Также ситуация усугубилась в связи с проведением в начале декабря ряда операций, ухудшивших финансовое состояние банка», — подчеркнула зампред ЦБ.

 Она указала, что сумма для санации банка, равняющаяся 220–230 млрд рублей, несопоставима с обязательствами в рамках системы страхования вкладов перед физлицами, которые составили 54 млрд рублей и уже практически полностью выплачены.

 Напомним, Татфондбанк 14 декабря приостановил расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Причина — недостаток наличности. После этого в банке была введена временная администрация. Из-за паники вокруг Татфондбанка проблемы возникли и у ИнтехБанка. Там также была назначена временная администрация.

 Сегодня стало известно, что ЦБ аннулировал лицензии на осуществлении банковский операций у трех казанских кредитных организаций: Татфондбанка, ИнтехБанка и Анкор Банка. Причина — нарушение законодательства и внутренних рекомендаций регулятора.

«ИЗВЕСТИЯ»

 

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ВОЗБУДИЛИ ПРОТИВ ЭКС-ГЛАВЫ ТАТФОНДБАНКА РОБЕРТА МУСИНА

3.03.2017

52-летний депутат Госсовета Татарстана подозревается в мошенничестве.

 В Татарстане возбуждено уголовное дело против бывшего главы Татфондбанка Роберта Мусина, следователи ведут его допрос по подозрению в мошенничестве.

 «Сейчас Следственное управление Следственного комитета России по Татарстану проводит следственные действия, в том числе допрос Мусина по подозрению в мошеннических действиях», — сообщили в  пресс-службе СК РФ по Республике Татарстан.

 Уточняется, что Роберт Мусин подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».

 По версии следствия, в августе 2016 года сотрудники Татфондбанка с целью получения кредита и последующего хищения денежных средств предоставили в ЦБ России фиктивные сведения о наличии высоколиквидного актива, обеспеченного кредитными договорами с другими акционерными обществами. Все полученные кредитные денежные средства в размере более 3 млрд рублей были переведены на расчетные счета аффилированных организаций банка.

 Как отмечается в сообщении, 52-летний Роберт Мусин является депутатом Госсовета Татарстана.

«ИЗВЕСТИЯ»

 

РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВКЛАДЧИКОВ ТАТФОНДБАНКА ОБЪЯВЯТ 6 МАРТА 

4.03.2017

Правительство Татарстана объявит результат рассмотрения требований вкладчиков об оспаривании отзыва Банком России лицензии у Татфондбанка в понедельник, 6 марта. Об этом сообщила в субботу ТАСС министр юстиции республики Лариса Глухова.

 "Правительство объявит результат рассмотрения требований вкладчиков в понедельник. Законодательством предусмотрено обжалование отзыва лицензии банка в течение 30 дней с момента опубликования официального сообщения об этом. По России такие прецеденты, если посмотреть практику, были. Но все с разными условиями, то есть нужно смотреть каждый конкретный случай", - сказала она.

 Ранее сообщалось, что сегодня около 100 клиентов банков Татарстана, у которых была отозвана лицензия (Татафондбанк, Интехбанк, Анкор банк) пришли к зданию правительства республики и вручили премьер-министру республики Ильдару Халикову ультиматум с требованием вернуть им деньги, а также оспорить отзыв лицензии Интехбанка и Татфондбанка Центробанком. Премьер-министр принял четырех представителей вкладчиков и ультиматум от них.

«ТАСС»

 

ПРОФЕССОР МГИМО СВЯЗАЛ ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ БАНКОВ В ТАТАРСТАНЕ С ДОГОВОРОМ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ 

4.03.2017

Профессор МГИМО, политолог Валерий Соловей прокомментировал сегодня в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщение о том, что в Татарстане вкладчики трех банков (Татфондбанк «ИнтехБанк» и «Анкор банк»), у которых накануне были отозваны лицензии, пришли к зданию правительства республики и потребовали вернуть им деньги.

 «Банковский кризис в Татарстане имеет политико-экономическое измерение. Злые языки уверяют, что таким образом федеральный центр готовится к подписанию договора о разграничении полномочий между республикой и Москвой», — сказал он.

 «Есть еще один умалчиваемый аспект, это интерес к нефтяным активам, который может реализовываться таким образом», — уверен Соловей.

«РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

 

ЦЕНТРОБАНК РЕШИЛ СУДЬБУ РУХНУВШИХ ТАТФОНДБАНКА И ИНТЕХБАНКА

5.03.2017

Татарстан не нашел денег, чтобы их поддерживать, а качество активов не позволяло их санировать за счет средств регулятора.

 В пятницу Центробанк отозвал лицензии сразу у четырех банков — татарстанских Татфондбанка и Интехбанка, а также у банка «Анкор» Андрея Коркунова и Межрегионального почтового банка.

 Отзыв лицензии у Татфондбанка и Интехбанка для рынка стал неожиданностью — почти три месяца кредитные организации находились под управлением временной администрации, и все это время их дальнейшая судьба оставалась неизвестной. Власти Республики Татарстана (местному правительству принадлежало около 40% в Татфондбанке, в группу которого входил Интехбанк) неоднократно заявляли о надеждах на спасение банков региона. ЦБ же вел переговоры как с республикой о вливании средств в капитал пошатнувшихся кредитных организаций, так и с крупными банками — о возможности провести их финансовое оздоровление.

 В итоге регулятор посчитал, что санация Татфондбанка и Интехбанка невозможна из-за низкого качества активов, и отозвал лицензии. Татфондбанк занимал 42-е место по величине активов, Интехбанк — 138-е.

 «Начиная с мая прошлого года мы понимали, что Татфондбанк находится в тяжелейшем финансовом положении, мы знали, что его капитал утрачен, что потеря ликвидности может наступить в любой момент, если триггером послужит какое-то событие, что банк убыточен и его финансовая отчетность недостоверна», — рассказал в пятницу первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

По результатам дистанционного надзора и рассмотрения практически 100% активов Татфондбанка было установлено, что имеется существенная недооценка кредитного риска, а кроме того, есть так называемые технические активы на балансе — это активы, которые вуалируют реальные проблемы, говорит зампред правления ЦБ Ольга Полякова. Около 65% кредитного портфеля составляли кредиты, связанные с бизнесом собственника, а основная часть заемщиков находится в состоянии банкротства, констатировала она. «Собственно говоря, все проблемы банка были сосредоточены и заключались в той бизнес-модели, которая была выбрана, — это кэптивная бизнес-модель, ориентированная на кредитование бизнеса конечных бенефициаров. И именно она завела в такое тупиковое состояние данный банк», — говорит Полякова.

С мая надзорная команда регулятора находилась в постоянных переговорах с руководством банка и его акционерами, говорит Тулин: «Долгие месяцы, вплоть до конца ноября, наши партнеры по переговорам не признавали наличия столь масштабных проблем, они допускали, что есть какие-то сложности, но небольшие». При этом акционеры устно заявляли, что не оставят банк в беде и всегда окажут финансовую поддержку, отмечает первый зампред. Однако в ноябре менеджмент банка заявил, что не может спасти его своими силами, следует из слов Поляковой. Это заявление стало для ЦБ неожиданностью, потому что стало противоречием всем предыдущим заверениям акционеров, говорит Тулин: «Если быть точным, акционеры предложили очень ограниченную поддержку, которой было недостаточно, чтобы восстановить финансовое положение банка».

 Почти тут же у Татфондбанка случился кризис ликвидности — компании и вкладчики начали забирать свои средства со счетов банка. Спустя неделю после того как банк перестал платить клиентам, ЦБ ввел в него временную администрацию и наложил мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Еще неделю спустя та же участь постигла Интехбанк. Финансовое состояние Татфондбанка в декабре стало еще хуже из-за «ряда операций», следует из слов Поляковой.

 ЦБ был готов санировать Татфондбанк и Интехбанк только при условии, что рублем поучаствует Республика Татарстан, рассказывали «Ведомостям» два человека, близких к регулятору, и один из местных банкиров. «Живых» денег у правительства на спасение банков не было, и они предлагали другие варианты — рассматривалась возможность выпуска облигаций, а кроме того, власти предлагали внести в капитал Татфондбанка земли республики, говорили собеседники «Ведомостей». Занять еще на денежном рынке республика не могла из-за бюджетного правила, а вариант с землями не устраивал ЦБ — их стоимость была существенно завышена, указывал человек, близкий к регулятору.

 Президент Татарстана Рустам Минниханов в январе говорил, что для спасения банка может быть применен bail-in (конвертация в капитал средств кредиторов) — республика вела переговоры с крупнейшими кредиторами Татфондбанка.

 «Мы изучали любые возможности и предложения, которые могли бы подвести нас к варианту финансового оздоровления», — говорит Тулин. Минимальная оценка дыры по состоянию на декабрь — 97 млрд руб., а банки, которые «там поработали и делали due diligence», дали цифру 120 млрд руб., сообщил он. Даже исходя из минимальной оценки в 97 млрд руб. Татфондбанк теперь занимает второе место по размеру дыры в балансе (первое - у Внешпромбанка: 215 млрд руб.).

 Для проведения санации Татфондбанка по расчетам ЦБ и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) понадобилось бы 220-230 млрд руб., говорит Полякова. «По нашим расчетам, bail-in должен был покрыть обязательства перед физлицами и должен был составлять 60-70 млрд руб.», — рассказывает он. На эти цифры рассчитывать не приходилось — у кредиторов не было желания участвовать в bail-in, говорит Полякова. А Тулин указывает, что по bail-in реально удалось выйти лишь на сумму в 5 млрд руб. «У нас не было никакой политической, концептуальной, профессиональной зашоренности или предпочтений. Мы каждый раз добросовестно исследовали, изучали каждое предложение наших контрагентов, доводя его до фактов — факты рассыпались», — заключает Тулин.

 По словам человека, близкого к ЦБ, очень многие действительно надеялись на республику — рассчитывали, что правительство найдет деньги и санация банка состоится. Но в итоге это были «одни разговоры», говорит другой собеседник «Ведомостей», также близкий к регулятору.

 Полякова рассказала, что ЦБ после установления фактов вывода активов из Татфондбанка направил заявление в Генпрокуратуру. СУ СКР по Татарстану в пятницу возбудило уголовное дело в отношении предправления Татфондбанка Роберта Мусина. Он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере, говорится в сообщении СУ СКР. «По предварительной версии, в августе 2016 г. с целью получения кредита и последующего хищения денежных средств сотрудники Татфондбанка предоставили в ЦБ фиктивные сведения о наличии высоколиквидного актива, обеспеченного кредитными договорами с другими акционерными обществами. Впоследствии полученные кредитные денежные средства в размере более 3 млрд руб. были переведены на расчетные счета аффилированных организаций Татфондбанка», — указано там же.

 Мусин контролировал 17,3% акций банка через «Новую нефтехимию». В пятницу же Советский районный суд Казани арестовал Мусина на два месяца, сообщил РБК со ссылкой на помощника руководителя Следственного управления по Татарстану Эльвиру Газизову. «РБК-Татарстан» передал, что во время заседания Мусин заявил о своей невиновности и готовности сотрудничать со следствием. Как пишет агентство, Мусин сообщил, что со времени введения моратория он вел работу, которая могла бы поправить положение дел.

 Ранее были арестованы бывший зампред правления Татфондбанка Сергей Мещанов и зампред правления Вадим Мерзляков, а также гендиректор «ТФБ финанс», дочерней структуры банка. Под арестом находятся и начальник управления активных операций «ТФБ финанса» Илнар Абдульманов и руководитель отдела клиентского сервиса «ТФБ финанса» Рустам Тимербаев. Они подозреваются в мошенничестве со средствами вкладчиков Татфондбанка.

 С 1 октября 2016 г. ЦБ ограничил Татфондбанку дальнейшее наращивание средств населения. Чтобы обойти это ограничение, банк переводил средства вкладчиков, у которых истекали сроки договора, в доверительное управление своей «дочки» - «ТФБ финанс», которая затем инвестировала их в облигации самого банка. Число потенциальных пострадавших прокуратура Татарстана оценивает в 2500 человек, пишет ТАСС со ссылкой на зампрокурора Татарстана Марата Долгова.

 Клиентам не объясняли суть операции, а также их не предупреждали о возможных рисках: вклады до 1,4 млн руб. застрахованы государством, а средства в доверительном управлении — нет.

 Все, кто перевел деньги в ДУ, думали, что просто пролонгируют вклад, банк преподносил это как новый вклад для VIP-клиентов, у которых на счетах было больше 1 млн руб., рассказывает представитель инициативной группы пострадавших — дочь Фарита Айгуль. Часть пострадавших клиентов банка обратилась с заявлением в полицию. Главное следственное управление МВД по Татарстану после проверки этих заявлений возбудило уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере.

 На прошлой неделе пресс-служба президента Татарстана сообщила, что республика проработает механизмы, которые могут приравнять в правах клиентов «ТФБ финанса» к вкладчикам Татфондбанка, что позволит им получить страховые выплаты от АСВ. Консультативная группа совместно с прокуратурой республики готовит обращение в суд по вопросу внесения физических лиц - клиентов «ТФБ финанса» в реестр пострадавших вкладчиков, следует из сообщения.

 Ситуация в банковской системе Татарстана контролируемая, заявила Полякова. «Мы анализировали информационные атаки на опорный банк республики и понимаем, что это скорее всего было проявлением недобросовестной конкуренции», — говорит она. Ранее регулятор заявлял о проведение информационных атак на «Ак барс» — крупнейший банк региона, также подконтрольный республике.

 Средства в Татфондбанке держала «Татнефть» — 5,4 млрд руб., однако для компании это небольшая сумма — всего лишь 0,7% от стоимости активов. Кроме средств компаний в Татфондбанке зависли и деньги государства — банк был участником госпрограммы по докапитализации банков через ОФЗ и получил 1,4 млрд руб. от АСВ. Была у Татфондбанка задолженность перед ЦБ, знает один из собеседников «Ведомостей». Теперь с этими требованиями и компании, и государство встанут в третью - последнюю - очередь кредиторов, говорит он: получится вернуть средства или нет, будет зависеть от величины конкурсной массы банка.

«ВЕДОМОСТИ»

 

АСВ ПОДАЛО ИСК К 20-ТИ ЭКС-МЕНЕДЖЕРАМ ИНВЕСТБАНКА НА 40,5 МЛРД РУБ

3.03.2017

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в пятницу подало заявление в Арбитражный суд Москвы о привлечении двадцати контролирующих ОАО АКБ "Инвестбанк" лиц к субсидиарной ответственности в размере 40,5 миллиарда рублей, говорится в сообщении АСВ.

 В результате проверки обстоятельств банкротства, проведенной конкурсным управляющим, выявлены признаки преднамеренного банкротства Инвестбанка, сообщило агентство. Размер ответственности рассчитан исходя из суммы неудовлетворенных требований кредиторов.

 В ходе проведения проверки обстоятельств банкротства Инвестбанка управляющим установлено, что на протяжении двух лет до отзыва лицензии контролирующими банк лицами принимались решения о предоставлении кредитов техническим юридическим лицам в отсутствие ликвидного обеспечения. Эти юрлица не вели хозяйственной деятельности, сопоставимой с масштабами кредитования, и не обладали собственным имуществом и доходами, позволявшими им обслуживать задолженность по кредитам.

 Также в указанный период ответственными лицами совершены действия по неправомерному расторжению договоров залога в обеспечение обязательств по техническим кредитам, сообщило АСВ. Кроме того, руководителями банка (Менделеев С.В., Корищенко К.Н. и Боргардт О.В.) не были предприняты предусмотренные законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» меры по предупреждению банкротства Инвестбанка. Указанные обстоятельства являются, по мнению управляющего, основанием для привлечения контролирующих банк лиц к субсидиарной ответственности.

 В июне 2016 года АСВ сообщило, что была погашена задолженность перед кредиторами банка первой очереди (вкладчики) в размере 4,1 миллиарда рублей. Общий размер установленной задолженности перед кредиторами составляет 60,2 миллиарда рублей (долг перед вкладчиками — 40,2 миллиарда рублей).

 Представитель конкурсного управляющего сообщил также, что по представлению АСВ возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителей Инвестбанка, которые сейчас находятся в СИЗО. Ранее агентство сообщало, что в следственные органы направлено заявление о возбуждении уголовного дела по статьям «хищение», «злоупотребление должностными полномочиями» и «преднамеренное банкротство».

 Центральный банк РФ с 13 декабря 2013 года отозвал лицензию у Инвестбанка. По данным РИА Рейтинг, он занимал 80-е место среди крупнейших банков РФ с активами в 75,6 миллиарда рублей. Арбитражный суд Москвы 4 марта 2014 года признал Инвестбанк несостоятельным (банкротом).

«РАПСИ»

 

ВЫЯВЛЕНА НЕДОСТАЧА ИМУЩЕСТВА МОСКОВСКОГО ПРОМРЕГИОНБАНКА В 3,7 МЛРД РУБ — АСВ

3.03.2017

Инвентаризация ООО «Промрегионбанк» выявила недостачу имущества в размере 3,7 миллиарда рублей, говорится в сообщении Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

 Наибольшая часть недостачи (2,3 миллиарда рублей) приходится на кредиты, предоставленные юридическим и физическим лицам, и обусловлена отсутствием оригиналов кредитных документов.

 Арбитражный суд Москвы 11 августа 2016 года по заявлению Центрального банка (ЦБ) России признал банкротом Промрегионбанк. Функции конкурсного управляющего суд возложил на АСВ. В ходе заседания представитель регулятора заявил, что обязательства Промрегионбанка перед кредиторами превышают стоимость его активов на сумму свыше 5 миллиардов рублей.

 ЦБ 30 мая 2016 года отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Промрегионбанка. По информации регулятора, кредитная организация не исполняла требования законодательства и нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность. Кроме того, неоднократно выявлялись факты низкого качества кредитного портфеля Промрегионбанка, вследствие чего в адрес кредитной организации направлялись требования о минимизации принимаемых рисков.

 В сообщении отмечается, что в результате формирования резервов на возможные потери под активы неудовлетворительного качества, приобретенные банком в мае 2016 года, Промрегионбанк полностью утратил собственные средства (капитал).

 АСВ в июне 2016 года сообщило о начале выплат страхового возмещения вкладчикам Промрегионбанка, размер которого составит около 3,26 миллиарда рублей. За страховым возмещением могут обратиться около 8,1 тысячи вкладчиков банка, отметило АСВ.

 Банк является участником системы страхования вкладов. По величине активов, согласно данным ЦБ, он занимал на 1 мая 2016 года 340-е место в банковской системе РФ.

«РАПСИ»

 

FITCH ПРЕДУПРЕДИЛО О ВОЗМОЖНОМ ОГРАНИЧЕНИИ ДИВИДЕНДОВ В ВОСЬМИ РОССИЙСКИХ БАНКАХ

3.03.2017

Восемь российских банков могут ограничить дивидендные выплаты на фоне нарушения ими некоторых нормативов, установленных регулятором, пишет агентство Fitch Ratings.

 «Восемь из не системно значимых банков нарушили нормативы, установленные регулятором, но не минимальные требования к капиталу. Это "Глобэкс", "Восточный", "Ренессанс Кредит", Уральский банк реконструкции и развития, Московский индустриальный банк, банк "Международный финансовый клуб", Уралтрансбанк и "Югра". Такие нарушения приводят к ограничению выплат дивидендов, но не являются основанием для отзыва лицензии», — говорится в сообщении агентства.

 В этой ситуации Банк России мог бы предпринять шаги по укреплению капитала этих кредитных организаций, отмечает Fitch.

 «Тем не менее, по мнению Fitch, в некоторых случаях ЦБ мог бы обсудить возможные меры по укреплению капитала с владельцами банка», — говорится в сообщении агентства.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

 

ЦЕНТРОБАНК НАМЕРЕН ОСТАВИТЬ В РОССИИ ТОЛЬКО 400 БАНКОВ

6.03.2017

Центральный Банк России планирует продолжить очищение банковского сектора – так называемая чистка будет продлена до 2019 года. Эксперты считают, что массовый отзыв лицензий приведет к тому, что через 2 года в стране останется не более 400 кредитных организаций.

 "Наша работа по очищению банковского сектора иногда более схожа с работой финансового следователя, чем с работой современного банковского регулятора, который проверяет капитализацию банка", — отметил зампредседателя Банка России Василий Поздышев, пишет сегодня, 6 марта, Reuters.

 По его словам, регулятор выступает против целого бизнеса по созданию фиктивных заемщиков.

 Ранее президент Владимир Путин говорил, что линия Банка России по оздоровлению финансовой системы страны обеспечивает интересы вкладчиков. "Ту линию, которую проводит Центральный банк по оздоровлению финансовой системы, поддерживают практически все на экспертном уровне и у нас в России, и эксперты на международном уровне", — заявлял глава государства.

«ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ»

 

"ОПОРА" ПРОСИТ ЦБ ВВЕСТИ СТРАХОВАНИЕ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ МАЛОГО БИЗНЕСА

3.03.2017

Организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" на фоне ситуации с банками в Татарстане обратится к главе ЦБ с просьбой ввести страхование средств на счетах малого и среднего бизнеса, рассказал РИА Новости глава "Опора России" Александр Калинин.

 "Мы уже много лет добиваемся того, чтобы в систему страхования вкладов были включены юридические лица, хотя бы предприятия малого и среднего бизнеса – пусть хотя бы 1,4 миллиона (объем страховой выплаты вкладчику – ред.) – это охватит уже четыре миллиона субъектов. Это вошло в предложения "большой четверки" бизнес-объединений по экономике РФ", — сказал Калинин.

 "Мы будем дополнительно обращаться к главе Центробанка с предложением ввести эту систему страхования. На следующей неделе мы снова направим это предложение", — заявил он.

 "Мы хотели бы обратиться к властям с просьбой уделить внимание тем банкам, которые остались в Татарстане и которым сейчас непросто и, может быть, принять какие-то дополнительные меры по их поддержке", — предложил Калинин.

 При этом он предположил, что клиенты банков, у которых отозвали лицензию, пойдут в другие региональные банки, в частности в "Ак Барс". "В основном в выигрыше будут крупные государственные банки, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк", — добавил он.

 Калинин подчеркнул, что "юридические лица, малые предприятия сейчас бегут из региональных банков, потому что боятся за сохранность денег". "Бегут в государственные банки. Таким образом, ситуация для региональных банков еще больше усугубляется. Нельзя медлить с введением страхования остатков счетов для юридических лиц, иначе у нас региональных банков не останется", — уверен он.

 "Мы обращаемся к Центробанку, к депутатам Госдумы с настоятельной необходимостью сделать систему страхования остатков счетов юридических лиц с 1 января 2018 года", — заявил он.

 По мнению главы "Опоры", это чрезвычайно важно, потому что с отзывом лицензии "гибнут десятки тысяч микропредприятий, они теряют все в одну ночь". Он отметил, что средний оборот 80% микропредприятий в РФ составляет порядка 20 миллионов рублей в год.

 "Страдают ведь не только предприниматели, страдают и люди, которые не могут получить зарплату, налоговая система, которая не может получить налоги, страховые выплаты. Если бы они через месяц получили 1,4 миллиона, как физические лица и ИП, они хотя бы могли бы выплатить своим сотрудникам зарплату за два месяца", — подчеркнул Калинин.

«РИА НОВОСТИ»

 

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ПОКРОЮТ СТРАХОВКОЙ АСВ

6.03.2017

Минэкономразвития поддерживает предложение бизнеса распространить страховку по вкладам на депозиты и счета малых и средних предпринимателей (МСП). Об этом рассказал «Известиям» директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции МЭР Максим Паршин.

 — Мы концептуально поддерживаем страхование вкладов небольших компаний, потому что действительно, если какой-то банк прекращает свое существование по тем или иным причинам, то у микробизнеса практически нет шансов спасти свои средства на счетах такого банка, — рассказал он.

 Чиновник признает, что это создаст дополнительные издержки для банков, которые сейчас обязаны отчислять деньги в фонд страхования вкладов при АСВ. Пополнение фонда страхования вкладов означает рост банковских издержек, которые кредитные организации будут компенсировать, повышая процентную ставку по займам.

 — Это приведет к удорожанию кредитов для малого бизнеса и увеличению процентной ставки, — признает Максим Паршин. — Здесь вопрос обсуждения и расчетов: сколько составит увеличение ставки и насколько это будет приемлемо для предпринимателей.

 По его словам, этот вопрос прорабатывается совместно с ЦБ и Минфином в рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России.

 На текущий момент в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства около 240 тыс. малых и 20 тыс. средних предприятий. Если размер страхового покрытия будет аналогичен размеру покрытия для индивидуальных предпринимателей — 1,4 млн рублей, то потенциальный объем страхового покрытия депозитов МСП будет равняться примерно 350–400 млрд рублей, подсчитала Юлия Суворова.

«ИЗВЕСТИЯ»

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЖЕСТОЧИЛО ТРЕБОВАНИЯ К БАНКАМ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ ДЕНЬГИ НА КАПРЕМОНТ 

4.03.2017

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым устанавливаются дополнительные требования к банкам, в которых размещаются временно свободные средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Об этом сообщила пресс-служба правительства.

 Фонд капитального ремонта формируется на специальном счете регионального оператора, обеспечивающего проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Законодательство предусматривает возможность размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном депозите в российском банке. Банки, претендующие на выполнение этой функции, отбираются на конкурсе по отбору российских кредитных организаций, и к ним предъявляются определенные требования.

 Подписанным Медведевым постановлением перечень требований дополнен двумя пунктами. Во-первых, банк должен участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц. Во-вторых, он должен находиться под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации, либо Агентство по страхованию вкладов должно заключить с банком договор субординированного займа.

 Вместе с этим, уточняется информация, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса. Кроме того, устанавливается, что банк должен обеспечить наличие точек приема платежей в каждом муниципальном образовании (части территории муниципального образования), указанном в извещении о проведении конкурса. Также определен порядок размещения средств регионального оператора в случаях признания конкурса несостоявшимся.

 Эти изменения законодательства позволят минимизировать риски отзыва лицензии у банка, в котором размещены средства регионального оператора, пояснили в правительстве.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

 

СИЛУАНОВ ЗАЯВИЛ ОБ ОТСУТСТВИИ РИСКОВ ПРИ ПОКУПКЕ ГОСОБЛИГАЦИЙ 

5.03.2017

Российский гражданин не рискует, вкладывая деньги в государственные облигации, заявил министр финансов Антон Силуанов в программе «Итоги недели» на телеканале НТВ.

 «У населения есть деньги. Куда они вкладывают? Можно вложить в депозиты, в недвижимость, в валюту. Везде есть риски. Вкладывая в облигации государственные, рисков нет. Есть, наоборот, хорошие показатели по доходности…Плюс надежность государства», — сказал он.

 По словам министра, государственная облигация — это надежный инструмент для населения, наряду с банковскими депозитами.

 «Мы здесь сейчас надстраиваем новый инструмент для вложений сбережений населения, чтобы было надежно, доходно, удобно. Мы развиваем этот инструмент в первую очередь для того, чтобы сбережения, которые сегодня есть у наших граждан, они работали в надежных руках государства», — резюмировал он.

 Ранее сообщалось, что Минфин планирует выпустить облигации федерального займа для граждан сроком на три года в нынешнем апреле. Их можно будет приобрести в Сбербанке и ВТБ24. Объем выпуска составит 20–30 млрд руб. в год. Если интерес граждан будет выше, то объем заимствований после 2017 года может быть увеличен, а условия — изменены с учетом интересов участников рынка.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

 

ПОВЫШЕНИЕ ФИНГРАМОТНОСТИ МИЛЛИОНЕРОВ 

4.03.2017

Мучения Минфина с выпуском облигаций для населения одновременно сродни трудам Сизифа и истории Ахилла с его стремительной черепахой. Если бы от последней требовали еще иногда приносить золотые яйца, а вершина сизифовой горы постоянно перемещалась, то аналогия была бы полной.

 Вполне вероятно, что выпуск ОФЗ для физлиц (они же "народные", они же "розничные"), анонсированный на днях Минфином, и в самом деле состоится в апреле. Хотя есть некоторые основания сомневаться в этом. Все-таки истории известен не один случай заранее объявленных Минфином, но так и не случившихся вовсе выпусков новых ценных бумаг для населения. Чего уж там говорить о точных датах.

 Прошло как раз полтора десятка лет после погашения последней серии облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ). До сих пор это был самый успешный проект Минфина по приучению народных масс давать ему взаймы. А сами такие идеи возникали и до, и после прекращения выпуска ОГСЗ. Например, еще в 2002 году Минфин анонсировал инновационный выпуск облигаций для населения в виде пластиковых карт — впрочем, и не столь экзотические проекты не доходили у нас до реализации.

 Собственно, ОГСЗ были не просто самым, но единственным проектом, который можно назвать успешным хоть по каким-то показателям. Другое дело, что это за показатели. Понятно, когда речь честно идет о потребностях бюджета, здесь можно хоть что-то подсчитать. Но ведь нередко такие проекты сопровождались словами о большой социальной значимости и необходимости повышения "финансовой грамотности населения".

 Для народного проекта изобретались льготы. Например, изначально планировалось, что доходность по первому купону этих облигаций будет вычисляться как средневзвешенная по четырем последним торгам ГКО. Но уже при размещении второй серии ОГСЗ к ней решили добавить 5, а при размещении третьей — 11 процентных пунктов. И то, и другое выводило доходность на скромный, но более привлекательный уровень — 97% годовых.

 Схожим путем Минфин намерен идти и сейчас. Цифры, впрочем, на порядок меньше. Министр финансов Антон Силуанов заявлял, что доходность "народных" ОФЗ окажется выше прочих на 0,5 процентного пункта. Правда, прежний опыт учтен в том смысле, что обращаться на рынке новые бумаги не будут, а юрлица владеть ими не смогут.

 Но и в этом отношении, как бы странно это ни звучало, Минфин идет прежним путем. В обоих случаях дело выглядит так, словно деньги физлиц принципиально отличаются от других и за них бюджету не жаль переплатить. Здесь очевидно прослеживается связь с древним поверьем о лежащих под подушками россиян десятках миллиардов долларов, которые только и ждут подходящей доходности, чтобы выбраться на свет.

 Впервые об этом заговорили еще в первые годы новой российской государственности, когда не то что под подушками, а и вообще нигде в стране не было денег, которые сейчас можно было бы назвать серьезными. Никто тех миллиардов толком так и не видел, но оценки растут год от года, более или менее отражая рост благосостояния граждан.

 "Целью выпуска данных специальных государственных ценных бумаг является не столько фискальная функция, сколько повышение финансовой грамотности населения, воспитание у него культуры сохранения и инвестирования средств, в том числе за счет стимулирования граждан к средне- и долгосрочным сбережениям,— говорится в "Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 годы".— При этом, по крайней мере на первом этапе, потенциал данного инструмента с точки зрения выполнения программы заимствований весьма ограничен (планируемый ежегодный объем размещения "розничных" ОФЗ — 20-30 млрд руб.). Приходится учитывать то обстоятельство, что эмиссия сопряжена с высокими операционными и административными издержками, связанными прежде всего с созданием и поддержанием системы дистрибуции этих ценных бумаг".

 В прошлый раз подобный подход "на перспективу" привел к тому, что в 1998 году к ОГСЗ потеряли интерес и население, и Минфин. И случилось это еще до дефолта: из-за снижения ставок и высоких комиссий банков доходности оказались неинтересными для конечных покупателей. Как с этим сложится сейчас, конечно, пока неизвестно, но в прошлый раз государство собиралось отказаться от ОГСЗ в пользу новых облигаций для народа — документарных ГКО.

 К тому моменту Минфин, правда, говорил уже не о социальной значимости проекта, а о потребностях бюджета. Выпуск "народных" ГКО намечался на июль 1998 года, но по понятным причинам как-то не сложилось. А вот ОГСЗ выжили.

 Эпитафией им стало заявление уже в конце 2001 года тогдашнего замминистра финансов Беллы Златкис: "ОГСЗ показали себя плохо предсказуемой и затратной бумагой. Ценные бумаги с плавающими купонами — это серьезный риск для бюджета". И ни слова о социальной роли и заслугах в повышении финансовой грамотности населения.

 Кто знает, быть может, на этот раз и удастся внедрить новую бумагу в широкие массы вкладчиков, но назвать это повышением финансовой грамотности можно будет лишь с большими оговорками. Ведь пока проект выглядит довольно выгодным лишь для простых российских миллионеров.

 И дело здесь не в том, что в рамках каждого выпуска можно будет покупать облигации лишь на сумму от 25 тыс. до 25 млн руб., что отсекает самых малоимущих. Судя по объявленным параметрам, покупка новых нерыночных ОФЗ на ИИС окажется невозможной. А значит, у человека, вкладывающего в "народные" бумаги до 400 тыс. руб. (если в законы внесут планируемые поправки, то и до 1 млн руб.), есть более выгодный вариант.

 Он сможет на те же три года купить самые обычные ОФЗ на индивидуальный инвестсчет (ИИС), что добавит ему не 0,5, а все 5 процентных пунктов доходности. И именно это нужно было бы ему объяснять с целью повышения финансовой грамотности.

 Другое дело, если человек оперирует более крупными суммами. Здесь тоже банковские комиссии и неудобства, связанные с формой выпуска и другими особенностями облигаций, могут перевесить. Но все же, если Антон Силуанов или Герман Греф говорят, что опробуют новый инструмент, им можно верить — для них в нем есть смысл. Правда, утверждать, что это как-то повысит их финансовую грамотность, я бы все же не рискнул.

«КОММЕРСАНТЪ»

 

МЕДВЕДЕВ ПООБЕЩАЛ ОСТАВИТЬ ГОСОБЛИГАЦИИ ДОБРОВОЛЬНЫМИ

4.03.2017

По словам главы правительства, практика 1940-х годов не повторится.

 Покупка государственных облигаций для граждан в случае их выпуска будет абсолютно добровольной, правительство не намерено следовать опыту 40-х годов XX века, заявил глава российского кабмина Дмитрий Медведев.

 "Мы, во первых, не советское правительство, и у нас никогда не было целей размещать государственные облигации так, как это было сделано в конце 40-х годов", - сказал Медведев в интервью программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" телеканала "Россия 1" (ВГТРК).

 Он отметил, что в прошлые времена "подписка на государственные облигации, как и на другие инструменты государства, была обязательной".

 "Тебе часть зарплат выдавали облигациями, мы понимаем, что это означает. Сейчас любые долговые обязательства, будь то государственные обязательства или обязательства частных компаний, могут распространяться только на добровольных началах: хочешь - покупай, хочешь - не покупай", - сказал Медведев.

 Он заметил, что и сейчас граждане покупают акции и другие ценные бумаги, рассчитывая получить доход. "В принципе, ничего нового в идее выпуска облигаций государственных нет, как и в том, чтобы прибегать к внутренним заимствованиям на рынке. Но, ещё раз подчёркиваю, это всегда выбор конкретного человека", - заявил Медведев.

 27 февраля в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи глава Минфина Антон Силуанов сообщил о планируемом выпуске облигаций федерального займа для населения, первый выпуск может быть размещен уже в апреле.

«ИНТЕРФАКС»

 

«ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕНЕГ НАСЕЛЕНИЯ — САМЫЙ ДОРОГОЙ ЗАЕМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА» 

6.03.2017

Директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина — об облигациях для населения, внешнем долге и инвестициях в доверие россиян

 Очевидно, что целевой аудиторией для покупки новых инструментов являются широкие слои населения

 Для того чтобы гражданин мог купить эту ценную бумагу, ему нужно будет прийти в отделение Сбербанка или ВТБ24, открыть там необходимые счета, подписать договор и, соответственно, стать владельцем ОФЗ. Либо, если он уже является клиентом банка и имеет свой личный кабинет, сделать это дистанционно.

 Базовый подход, которого мы будем придерживаться, состоит в том, что доходность по нерыночным ОФЗ для граждан должна быть на 0,5% выше, чем по рыночным ОФЗ на те же три года. То есть мы будем структурировать параметры каждого выпуска таким образом, чтобы в результате гражданин, который три года будет владеть такой бумагой, получил доходность больше, чем рыночные игроки.

 Соответственно купоны по каждому выпуску будут выплачиваться раз в полгода, 10,4% — это расчетный размер последнего, шестого купона, он самый высокий. Перед размещением каждого выпуска Минфин будет фиксировать, устанавливать все параметры данного конкретного выпуска.

 При разработке параметров нового инструмента очень важно было сделать так, чтобы исключить целесообразность для юрлиц стоять за гражданами. В начале 1990-х в России был не очень успешный опыт, когда недостаточное внимание к условиям выпускаемых финансовых инструментов для граждан привело к тому, что на практике никакой разницы в том, кто владеет бумагой, не существовало.

 Это будет нерыночный инструмент, у ОФЗ для населения нет вторичного обращения.  Никакого дарения, никаких взносов в капитал не предусмотрено. Запрещено также использовать ОФЗ в качестве залога. Единственная возможность, которая есть, — это наследование.

 Кроме того, мы установили ограничение по максимальному участию нового владельца в одном выпуске — это 25 млн рублей при минимальном лоте покупки в 30 тыс. рублей. Это тоже попытка сделать инструмент неинтересным для юрлиц.

 Мы, конечно, понимали, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы заявляемый положительный эффект от владения народных облигаций «съедался» бы банковской комиссией, какими-то сложностями при открытии счетов в банках, покупке инструментов и при предъявлении их к выкупу.

 Есть некая цифра — максимум 3%, но ее нужно правильно понимать. Эта комиссия распадается на две части. Первая — это то, что гражданин должен будет уплатить банку при покупке бумаги стоимость открытия счета и так далее. Это первые 1,5%, причем чем больше объем покупки, тем меньше комиссия. Если счет в банке уже есть, а сумма покупки превышает 50 тыс. рублей, то комиссия составит уже порядка 1%.

 Вторая часть — это комиссия, возникающая в случае досрочного предъявления бумаги к выкупу. Здесь тоже 1,5% — предельная сумма в самом худшем для владельца случае. Вот и получается, что 3% — это предел затрат при абсолютно неблагоприятных ситуациях для владельца.

 наша новейшая история, связанная с нормальным функционированием рынка российского, весьма коротка. Только недавно наш рынок стал соответствовать лучшим мировым стандартам. Уже есть бумаги и с фиксированной ставкой, и с плавающим купоном, и привязанные к инфляции, сейчас вот хотим задействовать непрофессиональных участников — население.

 Но если потребуется и мы увидим, что есть объективная необходимость занять еще какую-то нишу на рынке, конечно, мы будем готовы это сделать.

«ИЗВЕСТИЯ»

 

ЦБ НАЗВАЛ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ БАНКОВСКОГО МОШЕННИЧЕСТВА

6.03.2017

Банк России чаще всего сталкивается с выводом средств под видом кредитов компаниям, которые зарегистрированы, часто платят налоги, но не ведут экономической деятельности. Об этом заявил зампред регулятора Василий Поздышев в интервью Reuters. «Создается большое количество юридических лиц, оформляются договоры между ними (купли-продажи, консалтинговых услуг, аренды), по всем этим юридическим лицам идут финансовые потоки»,— сообщил господин Поздышев.

 По его словам, «виртуальным миром» управляют серверы, которые часто находятся не в банке. «Чтобы не было просрочек по кредитам и налоговым платежам, специальные программы следят за тем, чтобы в нужное время занять деньги у одного заемщика и перебросить их другому заемщику»,— отметил господин Поздышев.

 Регулятор вычисляет банки-нарушители по налоговым платежам, объяснил зампред ЦБ. «Нам приходится выезжать по адресу каждого заемщика. Мы входим в офисы, просим включить компьютеры... Мы вынуждены ездить на склады, чтобы посмотреть, действительно ли ведет торговую деятельность этот заемщик или нет, принадлежит ли ему то, что лежит на складе»,— заявил господин Поздышев. Он добавил, что «ни один регулятор в мире не занимается такой работой».

 Второй вид мошенничества — схемы с кредитами розничным заемщикам, которые происходят с помощью покупки баз данных реальных клиентов других банков. Такие кредиты обслуживаются, у них часто нет просрочки до определенного времени. По словам господина Поздышева, такая схема используется достаточно широко, пирамида может жить несколько лет.

 Регулятор также сталкивается с мошенничеством при размещении банками средств на корреспондентских счетах зарубежных контрагентов. Банки отчитываются о размещении средств за рубежом, но это одна часть сделки, вторая от регулятора скрывается. Подобная схема может использоваться и с ценными бумагами, сообщает господин Поздышев.

 Он отметил, что отдельным видом мошенничества являются манипуляции со вкладами. Регулятор борется с двумя распространенными схемами. В первом случае банк без ведома вкладчиков снимает их средства и использует в своих целях, выдавая клиентам фальшивые выписки со счетов с помощью программы, которая «досчитывает» изъятые банком суммы. «Банк самостоятельно начинает управлять вкладами и создает виртуальную реальность, как будто бы эти вкладчики сняли деньги, что и показывает нам в отчетности»,— сообщает зампред регулятора.

 Второй тип мошенничества обратный, когда реальных вкладчиков нет, но есть договоры о том, что деньги прошли через кассу и вышли в виде кредитов. «Это криминальный тип правонарушения, он используется, когда банк понимает, что лицензию у него, скорее всего, отзовут, осознанно идет на это, чтобы получить компенсацию из фонда страхования вкладов»,— заявил господин Поздышев.

 Василий Поздышев отметил, что у банков также встречаются проблемы в результате неверной стратегии, оценки риска или экономических просчетов. Однако пока регулятор в основном сталкивается с умышленными криминальными действиями банкиров ради вывода средств, добавил зампред ЦБ.

 Напомним, 3 марта Банк России опубликовал детали реализации реформы механизма санации банков. Из документа следует, что наравне с объявленной новой схемой рекапитализации банков за счет фонда под управлением ЦБ будет использоваться старая схема привлечения стороннего инвестора, которую ранее регулятор активно критиковал.

«КОММЕРСАНТЪ»

 

БАНК РОССИИ ПРЕДЛОЖИЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОСТАНОВИТЬ БЕГСТВО НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ БАНКИРОВ 

6.03.2017

В российском законодательстве нужно создать нормы, которые не позволят недобросовестным банкирам бежать из страны, заявил заместитель председателя Банка России Василий Поздышев в интервью агентству Reuters.

 Российским властям редко удается привлечь к ответственности лиц, замешанных в мошенничестве или банкротстве банков, посетовал Поздышев. «Банки часто имеют влиятельных покровителей, и это все сильно осложняет. Мы запустили этот процесс, и нужно довести его до логического завершения. Если мы остановимся, банковская система немедленно соскользнет обратно, в тени», — предупредил зампред ЦБ.

 Центральному банку России пришлось заткнуть «дыры»на 600 млрд рублей в балансах около 100 банков, чьи лицензии он отозвал в 2016 году.

 В департаменте банковского надзора Банка России работают около 2 тыс. человек, сообщил Поздышев. По его словам, департамент проводит около 400 проверок банков в год.

 Поздышев привел примеры банков, которые лишились лицензий после того, как большое количество клиентов осуществили небольшие налоговые платежи в один и тот же день, погасили кредиты через один и тот же банкомат в пределах одного часа.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

 

ИСКАТЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЙ 

6.03.2017

Как стало известно "Ъ", сегодня на заседании совета директоров Агентства по страхованию вкладов будет поднят вопрос о взаимодействии АСВ с ФНС по банкротным делам банков, где агентство выступает в качестве конкурсного управляющего.

 "Будет обсуждаться наиболее острая для АСВ проблема — несогласованности позиции АСВ и ФНС по вопросу розыска зарубежных активов контролирующих банки лиц",— говорит один из собеседников "Ъ", близкий к АСВ.

 Налоговики обладают большинством в комитете кредиторов при банкротстве банков, так как представляют не только интересы бюджета (вторая очередь кредиторов), но и самого АСВ (становится кредитором первый очереди после выплаты страховки вкладчикам). Само агентство, являясь конкурсным управляющим, при банкротстве в комитет кредиторов не входит, чтобы не допустить конфликта интересов. Поскольку представители ФНС голосуют без учета позиции АСВ, агентство намерено инициировать рабочее совещание с участием ФНС и ЦБ для решения этой проблемы.

 В ФНС пояснили, что не против взыскания зарубежного имущества бывших собственников банков, а против необоснованных трат на привлечение сторонних экспертов для этих целей.

 "По доступным ФНС данным, расходы на привлеченных специалистов со стороны агентства крайне значительны и составляют 54,6% от вырученных денежных средств от реализации имущества должников,— отметили в пресс-службе ФНС.— В делах о банкротстве должников, за исключением кредитных организаций, данное соотношение составляет 9%". По результатам завершения процедур банкротства отдельных кредитных организаций расходы на проведение процедуры конкурсного производства превысили сумму денежных средств, поступивших в конкурсную массу, отмечают в ФНС. Например, в завершенном 20 января 2016 года деле о банкротстве Санкт-Петербургского банка реконструкции и развития расходы составили 42,3 млн руб., а поступления — 40,7 млн руб.

 Суть подхода ФНС заключается в том, что необходимо документально обосновывать экономическую целесообразность привлекаемых конкурсным управляющим специалистов, проводить отбор на конкурентных началах, исходя из рыночной стоимости услуг. "ФНС России неоднократно в течение всего прошлого года обращалась в АСВ с требованием учесть необходимость представления таких документов,— отмечают там.— Однако агентство проинформировало, что будет руководствоваться собственной методикой, не обосновывая рыночный характер привлечения специалистов для обеспечения своей деятельности".

 По мнению экспертов, позиция ФНС как кредитора не вызывает вопросов. Поддерживают налоговиков и другие кредиторы. "Чем больше АСВ тратит на различных экспертов, тем меньше денег получают вкладчики и кредиторы по итогам процедуры банкротства», - отмечает управляющий партнер "Ренесанс-LEX" Георгий Хурошвили.

 "Такое впечатление, что все эти приглашаемые АСВ специалисты сплошь аффилированные структуры, у нас конкурсное производство уже три с половиной года, расходы — баснословные, толку же ноль",— сетует вкладчица банка "Пушкино" Вера Потанина.

 Впрочем, помимо экономической составляющей преследование бывших собственников за рубежом носит воспитательный характер для тех, кто еще владеет банками. Собственники еще до отзыва лицензии у банков оказываются за границей вместе с "нажитым" имуществом, АСВ совершенно правильно пытается изменить эту ситуацию, просто финансировать это нужно не за счет кредиторов, сходятся во мнении эксперты.

«КОММЕРСАНТЪ»

 

МАТВИЕНКО РАССКАЗАЛА, КАКИМ СТРАНАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНА ПЛАТЕЖНАЯ КАРТА "МИР"

4.03.2017

Председатель Совета федерации России (СФ) Валентина Матвиенко считает, что страны, заинтересованные в увеличении потока российских туристов, будут заинтересованы и в том, чтобы принимать у себя российскую платежную карту "Мир".

 Ранее зампред Центробанка заявила, что необходимо развивать национальную платежную систему "Мир" в других странах, в том числе в Египте.

 "Я думаю, что перечисленные и другие страны, которые заинтересованы в увеличении количества российских туристов, также будут заинтересованы в том, чтобы такая платежная система работала. Потому наши граждане там, где есть возможность легко оплатить расходы, покупки, конечно, будут это учитывать, выбирая туристические маршруты, либо другие маршруты для посещения тех или других стран. Это процесс переговоров", — сказала Матвиенко в ходе своего визита в Египет, отвечая на вопрос о том, станет ли эта тема предметом обсуждения межпарламентских переговоров.

 Она выразила надежду, что система "получит распространение в мире как можно больше", особенно это актуально в таких странах, как Турция, Египет и ОАЭ — "там отдыхают наши туристы, и конечно, использование таких карт облегчит им платежеспособность".

«РИА НОВОСТИ»

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ СТАЛА КРУПНЕЙШЕЙ В МИРЕ

6.03.2017

Банковская система Китая впервые превзошла по своим размерам банковскую систему еврозоны и стала крупнейшей в мире, пишет FT со ссылкой на собственные расчеты. После кризиса 2008 года Пекин использовал банковские кредиты для стимулирования роста экономики.

 Совокупная стоимость активов китайских банков к концу 2016 года выросла до рекордной суммы в $33 трлн, что позволило банковскому сектору КНР впервые обойти по этому показателю банки еврозоны ($31 трлн), пишет FT со ссылкой на собственное исследование.

 К концу прошлого года совокупная стоимость активов американских банков составляла $16 трлн, японских — $7 трлн. Объем активов китайских банков более чем в 3,1 раза превышает размер ВВП страны, в то время как в еврозоне это соотношение составляет 2,8. Китай обошел еврозону по объему ВВП, рассчитанному по рыночному курсу, еще в 2011 году.

 Рост китайской банковской системы обусловлен увеличением объема банковского кредитования после 2008 года, когда правительство страны предприняло меры поддержки экономики с целью ограничить негативные последствия, возникшие в результате мирового финансового кризиса.

 Однако, как отмечают эксперты, стратегия китайского правительства по стимулированию экономики привела и к образованию ряда рисков для финансовой системы страны.

 «Большой размер банковской системы Китая не является поводом для гордости. Это говорит об экономике, чересчур зависимой от банковских кредитов, страдающей от неэффективного распределения ресурсов и подверженной очень высоким кредитным рискам», — сообщил экономист Корнеллского университета Эсвар Прасад, ранее занимавший должность главного специалиста по Китаю в МВФ.

 Аналитики отмечают, что Пекин слишком часто прибегает к банковскому кредитованию для финансирования инфраструктурных проектов. Центральную роль в финансировании инфраструктурных проектов в Китае играет государственный Банк развития Китая с активами в более чем $2 трлн, в кредитовании также могут участвовать и частные банки.

 «На балансах банков есть много кредитов, выданных под гарантию государства. Это может повлиять на объективность сравнения с другими странами. В большинстве других стран правительства занимают средства на рынках капитала. В Китае сложилась уникальная ситуация», — сказал аналитик Sanford C Bernstein Хоу Вэй.

 Как отмечают экономисты, страны с рыночной экономикой могут помочь Китаю в ограничении роста объема кредитования в стране, а также диверсифицировать финансовую систему, чтобы сделать ее менее зависимой от банковского кредитования. Проблема в том, что чрезмерная зависимость от банков стала результатом строгого регулирования фондового рынка в Китае.

 «У китайского правительства двоякое отношение к финансовому рынку — оно его использует как эффективный механизм для распределения ресурсов, однако отказывается предоставлять ему возможность работать автономно. Стремление Пекина сохранить стабильность путем чрезмерного контроля часто становится причиной возникновения волатильности на рынках и делает их менее эффективными», — отметил Прасад.

 В последнее время ряд высокопоставленных чиновников в китайском правительстве заговорили о намерении отказаться от наращивания объемов финансового стимулирования и заняться регулированием рисков, возникших в результате большого объема кредитования.

 По данным FT, в пятерку крупнейших в мире банков по стоимости активов входят четыре китайских банка. На первом месте — Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) с активами около $3,5 трлн, на втором месте — Китайский строительный банк (China Construction Bank) с совокупной стоимостью активов около $2,8 трлн, третье место занял Китайский сельскохозяйственный банк (Agricultural bank of china) c активами около $2,75 трлн. Далее идут японский Mitsubishi UFJ Financial Group (около $2,7 трлн) и Банк Китая (Bank of China) с активами примерно на $2,6 трлн.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ ВЫВОДЯТ РЕКОРДНЫЕ СУММЫ ИЗ БАНКОВ ЛАТВИИ

4.03.2017

Результаты прошлого года показывают крайне неутешительную для латвийской экономики тенденцию. Иностранные вкладчики, не имеющие резидентского статуса, массово вывозят валюту из местных банков. Только за прошлый год вклады иностранцев снизились более чем на 27 процентных пункта. Если говорить о реальном денежном преобразовании, то речь идет о 3,3 миллиардах евро.

 Соответствующими данными поделились сотрудники в Комиссии рынка финансов и капитала Латвии. Разумеется, это имело существенное влияние на экономику Латвии и даже вызвало некоторое оживление местных вкладчиков, но тем не менее ситуация спасена из-за этого не была. Вложения выросли лишь на 12%, что обеспечило прирост в размере 1,4 миллиарда евро. Несмотря на то, что данная цифра является самой высокой в истории Латвии, покрыть потери от вывода иностранного капитала не удалось. Для того, чтобы счет подровнялся, вклад должен был быть больше в 3 раза.

 Таким образом, только за 2016 год объемы привлеченных латвийскими банками средств уменьшились более чем на 8%, упав с 23,2 миллиардов евро в конце 2015 года до 21,4 миллиардов в декабре 2016 года. Причины, по которым случился столь серьезный для латвийской экономики коллапс экспертами в правительстве страны озвучиваются самые разные.

 В первую очередь они указывают общее обеднение иностранных вкладчиков, среди которых большая часть состоит из граждан стран бывшего СССР, а также борьба с легализацией «грязных денег». Более того, правительство Латвии указывает, что отток может быть связан с противодействием финансированию терроризма.

«ВЛАДТАЙМ»

 

 

«ДАЙДЖЕСТ ВКЛАДЧИКА» © подготовлен для Вас АНО «ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ВКЛАДЧИКОВ И ИНВЕСТОРОВ» по собственным материалам, публикациям СМИ и Интернета. Если у Вас появились вопросы или есть проблемы с обслуживающим банком, обращайтесь в наш Центр по тел.: 8-(800)-500-6327, по электронной почте [email protected] или на сайт www.zvi2015.ru. Будем рады любой полезной информации, связанной с вкладчиками и банками, возможно, из Вашего личного опыта. Мы заинтересованы в сотрудничестве с журналистами и экспертами по банковской тематике, а так же с представителями банковского сообщества, властных структур, и правоохранительных органов. Информацию можно прислать на e-mail: [email protected]. Мы надеемся, что наш дайджест Вас заинтересует. Кроме того, Вы можете оформить бесплатную подписку на дайджест в формате .doc в разделе «Новости» (http://www.zvi2015.ru/news/list), кликнув на кнопку «Подписка на новости». При перепечатке или цитировании ссылка на дайджест или на его материалы приветствуется.

По каким вопросам нужно обращаться к нам

Наши партнеры
Яндекс.Метрика